- Воспроизвести
-
-
Оригинал
-
رَّبَّنَا إِنِّي أَسْكَنتُ مِن ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِندَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلَاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِّنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُم مِّنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ
-
Господь наш! Поистине, я поселил часть потомства моего в долине, не обладающей [условиями для] посева, у Дома Твоего Запретного. Господь наш! [Исполнил я повеление Твоё], дабы совершали они молитву, сделай же [так, чтобы] сердца людей желали их и надели их плодами [разными], — быть может, они возблагодарят [Тебя]!
-
Имам Али (а) в своей проповеди, известной под названием «Ал-Касийа», сказал: «Если бы Кааба была расположена в местности с благодатным климатом, люди не стали бы отправляться туда для паломничества во имя Аллаха» (Саййид ар-Ради. Нахдж ал-балага).
Имам Бакир (а) сказал: «Мы — члены дома Посланника Аллаха (с) — Ахл ал-байт — и живые потомки Авраама. Именно это и притягивает к нам сердца людей», а затем процитировал этот айат Корана: «Поистине, я поселил [часть] из потомства моего в долине…» (Факих Имани. Нур ал-кур’ан).
Имам Садик (а) сказал: «Ибрахим жил в пустыне Шама. Когда Хаджар родила ему Исмаила, Сара впала от этого в глубокую печаль, ибо у неё не было от него ребёнка. Она мучала Ибрахима из-за Хаджар и огорчала его. Ибрахим пожаловался на это Аллаху, и Аллах внушил ему в откровении: „Женщина — как кривое ребро: если ты оставишь её — получишь от неё наслаждение, а если попытаешься выпрямить — сломаешь‟. А затем Аллах велел ему вывести Исмаила и его мать. Ибрахим спросил: „О Господь мой! Куда же?‟ Аллах сказал: „В Мою святыню, в Моё безопасное место, в первый кусок земли, который Я сотворил, и это — Мекка‟. И Аллах отправил к нему Джабраила с Бураком, и он перенёс Ибрахима, Хаджар и Исмаила и оставил их на месте Дома Аллаха (Каабы). Ибрахим пообещал Саре, что как только доставит их, вернётся назад. Они спустились на это место и обнаружили там дерево. Хаджар повесила на него накидку, и они сели в её тени, дабы отдохнуть. Когда же Ибрахим захотел вернуться к Саре, Хаджар сказала ему: „О Ибрахим! Почему ты оставляешь нас в месте, где нет ни людей, ни воды, ни посевов?„ Он сказал: „Аллах повелел мне оставить вас здесь, Он позаботится о вас‟. Ибрахим ушёл. Когда же он достиг Куда — горы возле Зи Тува, — повернулся в их сторону и прочёл слова из данного айата, а потом отправился в путь, оставив там Хаджар» (Комментарий Али ибн Ибрахима ал-Кумми. Т. 1, С. 60). Имам Казим (а) сказал: «Когда Ибрахим поселил Хаджар и Исмаила в Мекке, попрощался с ними и, отвернувшись, собирался вернуться, они заплакали. Ибрахим сказал: „Почему вы плачете? Я оставил вас на земле, более всех любимой Аллахом, в святыне Аллаха‟. Хаджар ответила ему: „О Ибрахим! Я не думаю, что такой пророк, как ты, поступит таким образом‟. Ибрахим спросил: „А что я сделал?‟ Она сказала ему: „Ты оставил слабую женщину и ребёнка, которые ничего не умеют, без помощника, без воды, без посевов и без животного, от которого можно получать молокоˮ. Услышав её слова, Ибрахим заплакал. Аллах повелел Ибрахиму подняться на гору Абу Кубайс и крикнуть с неё, обращаясь ко всем людям: „О собрание творений! Аллах велит вам совершать хадж к этому Дому, который в святой Мекке, — для тех, кто способен совершить путь к нему, как обязанность от Аллаха!‟ Ибрахим взошёл на гору Абу Кубайс и сказал громким голосом: „О собрание творений! Аллах велит вам совершать хадж к этому Дому, который в святой Мекке, — для тех, кто способен совершить путь к нему, как обязанность от Аллаха!‟ Аллах распространил голос Ибрахима так, что его услышали на востоке и на западе и на том, что между ними, все те, кого определил Аллах в чреслах мужчин и чревах женщин до Судного дня. Хадж стал обязательным для всех творений, а его совершение в дни хаджа — есть ответ Аллаха на призыв Ибрахима к хаджу в тот день» (Комментарий «Ал-ʻАййаши». Т. 2. С.232).