- Воспроизвести
-
-
Оригинал
-
وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰ أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ ۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
-
Те, которые поселились в обители (Медине) и [приняли] веру до их [переселения], любят тех, кто переселился к ним, и не ощущают они в сердце своём никакой нужды в том, что дано им. Отдают они предпочтение пред собой, [даже] если и была у них нужда. И кто уберёгся от алчности своей, тот [и есть] преуспевший!
-
Пророк Мухаммад (с) раздал среди мухаджиров часть имущества, захваченного у бану надир, и это не вызвало неудовольствия у ансаров. Тогда и был ниспослан этот айат.
‘Абдалла ибн Мас‘уд сообщает, что однажды вечером после обеих вечерних молитв в мечети Пророка (с) один из молившихся поднялся и сказал, что он — путник и нуждается в пище. Пророк (с) спросил у собравшихся: «Кто удовлетворит сегодня его нужду в обмен на радости рая?» Повелитель правоверных Али (а) поднялся, взял путника за руку и отвёл его в дом Фатимы аз-Захры (а). «О дочь Посланника Аллаха! — обратился он к ней. — Накорми нашего гостя». «О сын моего дяди! — ответила Фатима (а). — В доме совсем мало еды. Хасан и Хусайн голодны, а ты держишь пост, так что в доме еды только на одного человека». «Приготовь еду», — ответил Али (а). Фатима (а) приготовила гостю пищу, подумав при этом, что, если она станет есть вместе с гостем, то ему не хватит еды, а если откажется сесть с ним за стол, то он может обидеться. Поэтому она сделал вид, что ей нужно выйти, чтобы зажечь и принести лампу, стараясь делать это как можно дольше, чтобы гость успел насытиться. Но когда она вернулась с лампой, то увидела, что еда осталась нетронутой. «Почему ты не ешь?» — спросил его Али (а). «Я уже сыт», — ответил гость. Тогда за стол сели Фатима, Али, их дети (мир им!) и соседи и стали все вместе угощаться, но и после того, как все насытились, еды на столе не убыло. На следующий день Али (а) отправился к Пророку (с). Тот спросил его, накормил ли он гостя, и он сказал, что всё прошло хорошо. Тогда Пророк (с) сам рассказал ему всё, что произошло с гостем, лампой и едой. «Кто тебе сказал об этом?» — удивился Повелитель правоверных (а). «Мне явился Гавриил, — ответил Пророк (с). — Он сообщил мне обо всем, а затем явил эти слова айата: „Отдают они предпочтение пред собой, [даже] если и была у них нужда“» (Ал-Кашани. Ас-Сафи).
Согласно преданию, Имам Садик (а) спросил одного из своих сподвижников: «Ты знаешь, кто такой шахих?» Тот ответил: «Скупец». «Нет, — пояснил Имам (а), — шахих — это гораздо хуже, чем просто скупец (бахил), поскольку скупец дрожит над собственными пожитками, а тот, кого называют шахих, жаден не только к собственному имуществу, но алчет ещё и имущества других. Ему недостаточно того, что даровал ему Аллах, и он стремится любыми законными и незаконными путями завладеть всем, что видит его глаз» (Ал-Хувайзи. Нур ас-сакалайн. Т. 5. С. 291).