- Воспроизвести
-
-
Оригинал
-
وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَىٰ لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا ۚ يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا ۚ وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَأُولَـٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ
-
Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и совершали [деяния] праведные, что непременно сделает Он их преемниками на земле, как сделал преемниками тех, кто был до них, и наделит их возможностью [исповедовать] религию их, которой остался доволен для них, и непременно сменит Он им страх их на безопасность. Будут они поклоняться Мне, не придавая Мне в сотоварищи что-либо. И кто не уверует после этого, то эти — они [и есть] нечестивые!
-
Имам Али (а) сказал: «Та власть, которая была дана нечестивцам над делами уммы, — для того, чтобы исполнилось то обещание, которое дал Аллах Своему врагу Иблису, и приблизился срок, отведённый ему. И тогда исполнится слово над неверующими, и приблизится истинное обещание, которое возвестил Аллах в Книге Своей: „Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и совершали [деяния] праведные, что непременно сделает Он их преемниками на земле, как сделал преемниками тех, кто был до них…‟ И будет это тогда, когда от ислама не останется ничего, кроме имени, а от Корана ничего, кроме написания, и сокроется Повелитель дел при разъяснённой причине. Ибо смута охватит сердца так, что ближайший к нему человек будет худшим его врагом. И тогда Аллах поддержит его воинством, которое не видно, и он превознесёт религию Пророка над всеми религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Ат-Табарси. Ал-Ихтиджадж. С. 256).
Согласно хадисам, количество которых превышает сотню, в этом айате речь идёт о правлении Имама Махди (а). Это тот самый человек, о котором Про-рок Мухаммад (с) сказал: «Если даже миру останется жить всего лишь один день, Аллах продлит этот день, дабы человек из моего рода, носящий то же имя, что и я, установил своё правление на земле и наполнил её справедливостью, как до него была она наполнена гнётом и тиранией» (Ас-Сафи. Мунтахаб ал-асар).
Пророк Мухаммад (с) и мусульмане, переселившиеся вместе с ним в Медину, были тепло встречены лишь ансарами. Остальные же арабы заняли враждебную позицию, и обстоятельства складывались так, что они вынуждены были оставаться при оружии, даже ложась спать, постоянно оставаясь настороже. Долго находиться в таком положении мусульманам было нелегко, и некоторые из них стали прямо спрашивать: «Сколько это будет ещё продолжаться? Придёт ли время, когда мы сможем ночью безмятежно предаваться отдыху в мире и покое и не будем бояться никого, кроме Аллаха?» Тогда и был ниспослан данный айат, принёсший им благую весть о том, что такой день, несомненно, придёт.