- Воспроизвести
-
-
Оригинал
-
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً ۖ قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ ۖ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ
-
И [помяни], как сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я — Устанавливающий на земле преемника». Сказали [ангелы Господу]: «Неужели установишь Ты на ней того, кто будет портить [неверием и грехами своими остальных] на ней и проливать кровь, тогда как мы прославляем хвалой Тебя и славословим святость Твою?» Сказал [им Господь]: «Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы».
-
Имам Садик (а) сказал, что знание ангелов состояло в том, что они раньше уже видели такого, кто творил нечестие и проливал кровь (Комментарий «Ал-‘Аййаши»).
Также Имам Садик (а) сказал: «Поистине, у Адама был в небесах друг из числа ангелов. Когда Адам был ниспослан с небес на землю, тот ангел пришёл в ужас и попросил Всевышнего отпустить его с ним. Аллах позволил ему это, и ангел снизошёл к Адаму, найдя того сидящим на земле в уединении. Увидев его, Адам положил руку на голову и возопил. Говорят, что он так громко кричал, что все земные твари слышали его. Ангел сказал ему: „О Адам! Вижу лишь, что ты ослушался Господа твоего и возложил на себя бремя, которого ты не в состоянии вынести. Знаешь ли ты, что сказал нам Аллах в отношении тебя, и что мы Ему ответили?‟ Тот сказал, что не знает, и ангел продолжил: „‘И [помяни], как сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я — Устанавливающий на земле наместника». Сказали [ангелы Господу]: «Неужели установишь Ты на ней того, кто будет портить [неверием и грехами своими остальных] на ней и проливать кровь’. Он сотворил тебя для того, чтобы ты был на земле. Уместно ли, чтобы [после этого] ты пребывал на небесах?‟» Имам Садик (а) говорил, что Аллах свидетель того, что, Адам трижды искал утешения в этом (Комментарий «Ал-‘Аййаши»).
Хусайн ибн Бассар спросил Имама Риду (а): «Знает ли Аллах о том, чего не было, — если бы оно было, то каким бы оно было? Или же Он знает только то, что есть?» Имам (а) ответил: «Поистине, Великий Аллах знает обо всякой вещи прежде, чем она возникла. Всевышний сказал: „Поистине, Мы велели [ангелам] записывать то, что совершали вы“ (45:29), и сказал обитателям огня: „И если бы были возвращены они, то вернулись бы к тому, от чего удерживались! Поистине, они, несомненно, лжецы!‟ (6:28). Аллах знает, что, если бы Он вернул их, они снова обратились бы к тому, от чего их удерживали. И когда ангелы говорили: „Неужели установишь Ты на ней того, кто будет портить [неверием и грехами своими остальных] на ней и проливать кровь, тогда как мы прославляем хвалой Тебя и славословим святость Твою?‟ — Он сказал: „Поистине, Я знаю то, чего не знаете вы‟. Знание Аллаха всегда предшествовало вещам и было прежде, чем Он сотворил их. Господь наш вознесён! Он сотворил вещи, и Его знание о них предшествовало им, как Он пожелал. Всегда Он был Знающим, Слышащим, Видящим» (Ас-Садук. Ат-Таухид. С. 173).