Аз-Зумар (Толпы)
9-й айат из 75
Воспроизвести
Оригинал
أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ  ۗ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ  ۗ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ
[Этот лучше] или тот, кто смирен в часы ночи [и поклоняется Господу своему], падая ниц и стоя, остерегается [наказания жизни] Последней и надеется на милость Господа своего? Скажи: «Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают [назидание] лишь обладающие разумом!

Имам Бакир (а) сказал, что в этом айате подразумевается ночная молитва» (Ал-Хувайзи. Нур ас-сакалайн. Т. 4. С. 479). Имам Али (а) однажды в Куфе, направляясь вечером из мечети к себе домой в сопровождении одного из своих близких друзей, Кумайла ибн Зийада, проходил мимо дома, откуда доносился приятный голос, произносивший слова айата «…тот, кто смирен в часы ночи [и поклоняется Господу своему], падая ниц и стоя, остерегается [наказания жизни] Последней и надеется на милость Господа своего…» Кумайл испытал удовольствие от высокой духовности этого человека, но вслух ничего не сказал. А Имам Али (а) повернулся к нему и сказал: «Не обольщайся голосом этого человека. Он один из обитателей ада! Я скоро поясню тебе, почему». Кумайл был ошеломлён способностью Имама Али (а) читать мысли людей, тем более что он предрёк ад для, казалось бы, набожного человека. Прошло немного времени, и хариджиты ослушались Имама Али (а), и он выступил против них войной, невзирая на то, что они помнили наизусть текст Корана в том виде, в каком он был ниспослан Пророку (с). Стоя с мечом в руке среди тел поверженных отступников, Имам Али (а) повернулся к Кумайлу и указал мечом на голову одного из погибших. «Кумайл! — позвал он, — „…тот, кто смирен в часы ночи [и поклоняется Господу своему], падая ниц и стоя, остерегается [наказания жизни] Последней и надеется на милость Господа своего…“» Таким образом он дал ему понять, что этот тот самый человек, который той ночью читал Коран и „возвышенная духовность“ которого так порадовала Кумайла. Кумайл поцеловал Имама (а) и вознёс покаянную молитву (Ал-Кумми. Сафинат ал-бихар. Т. 2. С. 496).

Согласно одному из хадисов Пророка Мухаммада (с), плодотворной жизнью могут жить только два типа людей: учёный, чьим наставлениям следуют другие, и ученик, прислушивающийся к словам учителя (Ал-Кулайни. Ал-Кафи).

Имам Садик (а) сказал: «Мы — это те, кто знает, наши враги — это те, кто не знает, а наши последователи — это обладающие разумом» (Ат-Табарси. Маджма‘ ал-байан).

Айат добавлен в избранное
Айат удален из избранных